Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

В ротовой полости человека обитает огромное количество различных микроорганизмов. Они оседают на зубах, деснах, языке и слизистой щек. Колонии микробов и продукты их жизнедеятельности приводят к целому ряду стоматологических проблем. Помимо этого, попадая в организм, бактерии провоцируют развитие патологии ЖКТ.

Чтобы сбалансировать экосистему и укрепить здоровье в целом, необходима регулярная и качественная гигиена полости рта. Высокая результативность такой процедуры зависит от правильности ее проведения и некоторых других нюансов.

Зачем нужна гигиена ротовой полости

Значение гигиены полости рта заключается в профилактике основных стоматологических заболеваний, а также в поддержании привлекательного внешнего вида человека. Соблюдая правила проведения мероприятий, можно добиться существенных результатов, среди которых:

  • формирование крепких зубов;
  • уничтожение патогенной микрофлоры;
  • предупреждение развития кариеса и пародонта;
  • профилактика инфекционных заболеваний полости рта и ЖКТ;
  • белоснежная улыбка;
  • свежее дыхание;
  • экономия на стоматологических услугах.

Как показала медицинская практика, особенно остро нуждаются в гигиеническом уходе люди с ослабленной иммунной системой и курильщики.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правилОсновы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Виды гигиены полости рта

Для поддержания микрофлоры ротовой полости, при которой зубы и слизистая рта всегда будут здоровы и эстетичны, существует ряд гигиенических мероприятий. Они подразделяются на два основных вида: индивидуальная гигиена и профессиональные процедуры.

В первом случае уход за полостью рта осуществляется самостоятельно в домашних условиях. По рекомендациям стоматологов, процедуру необходимо начинать с раннего возраста, когда у детей появляются первые зубы.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Если чистка ротовой полости в домашних условиях не приносит желаемого результата, используется второй способ. Профессиональная чистка проводится в медицинском учреждении врачом-стоматологом.

Каждый метод требует соблюдения ряда правил. Поэтому, чтобы процедуры имели высокую эффективность, необходимо ознакомиться с ними более подробно.

Правила проведения гигиенических процедур

Чтобы индивидуальная гигиена полости рта обеспечила тщательную очистку и создала привлекательную улыбку, необходимо заранее приобрести специальные чистящие средства, а затем соблюдать правила проведения мероприятий.

Принадлежности для проведения процедуры

Уход за полостью рта обычно проводят с помощью специальных чистящих средств, среди которых:

  • Зубная щетка для очистки зубов, щек, языка.
  • Зубная паста для профилактики и лечения заболеваний.
  • Ершики для устранения остатков еды в межзубных щелях.
  • Ополаскиватель для завершения процедуры.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Когда нет возможности почистить зубы, используется зубная нить. Для устранения неприятного запаха изо рта и небольших частиц пищи после еды, рекомендуется пользоваться жевательной резинкой без сахара.

Правила очистки зубов

Правилагигиены полости рта зависят от выбора чистящего средства. При помощи зубной щетки, процедура проводится следующим образом:

  • Чистящий атрибут ополаскивается проточной водой.
  • На щетинистую поверхность щетки наносится небольшое количество зубной пасты.
  • Под углом 45 градусов по отношению к десне атрибут располагается в открытом рте.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

  • Верхние зубы плавными, круговыми движениями очищаются сверху вниз.
  • Нижняя челюсть чистится снизу вверх.

Приведенные манипуляции проводятся в течение 3 минут. По истечении этого времени зубная щетка переворачивается и резиновой насадкой чистится язык. По окончании процедуры ротовая полость полощется теплой водой, либо специальным ополаскивающим раствором.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

При использовании зубной нити, правильнаягигиена полости рта осуществляется в таком порядке:

  • Для одноразовой процедуры отрезается зубная нить длиной 40-50 см.
  • Нить плавными движениями просачивается в межзубные щели.
  • Дойдя до поверхности десны, нить аналогичным способом без резких движений, направляется в обратную сторону.

Очистив таким способом одну межзубную щель, переходят к другой. При этом для каждого участка нить должна быть чистой.

Если приведенные гигиенические мероприятия не избавляют от налетных отложений на зубах, стоматологи рекомендуют воспользоваться профессиональной очисткой.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Проведение профессиональной чистки

Гигиена ротовой полости с профессиональной помощью проводится для устранения скоплений мягкого налета, который со временем перерастает в зубной камень. При образовании твердого камня человек утрачивает привлекательный внешний вид. К тому же на фоне данной патологии развиваются сопутствующие заболевания зубов.

Чтобы предотвратить эти негативные явления, стоматолог-гигиенист назначает мероприятия с использованием медицинских инструментов и специальной аппаратуры.

Правила предварительного обследования

Прежде чем приступить к профессиональному вмешательству, зубной врач вначале должен тщательно обследовать пациента. Медицинские методы гигиены полости рта зависят от следующих показателей диагностики: индекс интенсивности кариеса, гигиенический индекс, оценка состояния слизистой, вид прикуса, наличие стоматологических патологий.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

После оценки состояния ротовой полости специалист должен сформировать у пациента ответственное отношение к назначенной процедуре. Важно, чтобы человек понимал, что медицинская гигиена полости рта способна полностью избавить от пародонта и улучшить внешнее состояние зубов.

Проведение процедур

Медицинский комплекс мероприятий по удалению стойких зубных новообразований может осуществляться терапевтическим, ортодонтическим или хирургическим методом. Каждое мероприятие проводится стоматологом в медицинском кабинете.

Для того чтобы профессиональная гигиена рта, прошла благополучно, перед ее началом пациенту назначается полоскание носоглотки антисептическим раствором.

При тяжелых операциях могут применяться анестезирующие лекарства, в виде спреев или инъекций. В комплекс профессиональной очистки входят несколько этапов.

Устранение налета и зубного камня. Для этого используется ультразвуковой аппарат. В некоторых случаях применяется ручная механическая чистка стоматологическими инструментами.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Удаление пигментированного налета. Популярным средством в очищении зубов от мягкого налета является аппарат – AirFlow. В результате давления выбрасываемой воды, воздуха и соды, эмаль становится светлее на 2 оттенка.

Полирование зубов. При этом методе используются профессиональные средства, которые содержат микрочастицы циркония.

Фторирование. Этот способ предусматривает укрепление эмали фторсодержащими гелевыми каппами. Процедура длится всего минуту, но за это время эмаль успевает насытиться ионами фтора, за счет чего становится прочнее.

Герметизация фиссур. Такой метод включает композитные смолы, которые при помощи специального инструмента заполняют канавки зубов на жевательной стороне.

Многие пациенты пренебрегают профессиональными процедурами, равно как и самим посещением стоматолога. Однако, такая позиция в корне неверна.

Своевременно обратившись к специалисту, можно избежать опасных патологий полости рта, а также получить рекомендации по ежедневному уходу, чтобы индивидуальная гигиена полости рта принесла существенную пользу.

Рекомендации по проведению гигиены рта

В медицинской практике существуют определенные правила техники проведения чистки рта. Их соблюдение не требует особых усилий и трудностей..

Рекомендации по гигиене полости рта от экспертов:

  • Для поддержания микрофлоры во рту и прочности зубов, необходимо соблюдать сбалансированную диету из молочных и бобовых продуктов.
  • Для чистки зубов лучше выбрать щетку с синтетическими ворсинками.
  • Чистящий атрибут должен заменяться каждые 3-4 месяца.
  • Чистка рта при помощи зубной щетки и пасты проводится 2 раза в день. Первая процедура осуществляется утром, вторая перед сном.
  • Различные способы гигиены полости рта должны включать очистку языка и десен. Это станет хорошим средством профилактики пародонта.
  • После каждой процедуры зубную щетку необходимо тщательно промыть проточной водой.
  • Межзубные промежутки рекомендуется чистить после каждого приема пищи. Для этого можно воспользоваться зубной нитью или специальными деревянными палочками.
  • Отслеживание состояния ротовой полости лучше доверить стоматологу.
  • Профессиональная гигиена должна проводиться 1–2 раза в год квалифицированным специалистом.
  • Для труднодоступных участков рта желательно приобрести профильный инструментарий, такой как ершик и флосс.
  • Не стоит пренебрегать и жидкостями для полоскания рта. Регулярное их применение способствует не только свежему дыханию, но и прочности структуры эмали.

Правила ухода за полостью рта рекомендуется объяснять ребенку с раннего возраста. В этом случае чистящая процедура станет неотъемлемой частью жизни человека, что значительно снизит риск патологий в ротовой полости.

Последствия пренебрежения правилами гигиены

Несоблюдение правил гигиены полости рта, в лучшем случае, повлечет за собой несвежее дыхание и развитие кариеса. Но, как показала медицинская практика, такое пренебрежение будет иметь и более тяжкие последствия.

Большое скопление вредоносных бактерий при отсутствии гигиенических процедур или неправильном их проведении способствует развитию следующих патологий:

  • Гингивит. Это воспалительный процесс десен, затрагивающий альвеолярный отростокчелюсти. Патология сопровождается гнилостным запахом изо рта, кровоточивостью десен при индивидуальной чистке зубов, зудом и негативным восприятием вкуса пищи.
  • Кандидоз. Такой воспалительный процесс развивается при попадании в рот бактерий отряда Candida. При патологии наблюдаются отечность ротоглотки и белый налет на языке. В запущенной форме заболевания могут появиться эрозии на поверхности слизистой рта.
  • Пародонтит. Такая патология затрагивает ткани пародонта. Симптоматика пародонтита заключается в образовании твердого камня, подвижности зубов, а также наличие гнойных или серозных выделений.
  • Стоматит. Такое повреждение оболочки рта возникает по причине размножения инфекционных микроорганизмов. Попадая в организм человека, бактерии разрушают поверхностную структуру десен, языка и щек. Впоследствии на пораженных участках появляются язвы.

Как видно, каждая патология развивается по причине попадания вредоносных бактерий в ротовую полость, где присутствует оптимальная среда обитания для их роста и размножения. Исправить такое явление поможет только тщательный ежедневный уход за полостью рта.

Соблюдение рекомендации специалистов по проведению индивидуальных процедур, а также регулярное посещение стоматолога поможет поддерживать чистоту и здоровье ротовой полости, а также обеспечит свежее дыхание и белоснежную улыбку.

Источник: https://tvoidantist.ru/gigiena/pravila-polosti-rta.html

Обучение гигиене полости рта от А до Я

1438

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Гигиеной полости рта называют комплекс мер для очистки элементов зубного ряда, десен и языка. Чистка полости рта делится на два вида.

Один из них проводится человеком самостоятельно дважды в день. А другой — профессиональным врачом гигиенистом не более двух раз в год.

Используется специальное оборудование для удаления налета, восстановления цвета эмали и очищения труднодоступных межзубных участков.

Общая информация

Стоматолог не только лечит, но и обучает пациентов, медиков других направленностей гигиене полости рта.

Важно, чтобы к обучению был подключен весь комплекс специалистов, которые прямо или косвенно занимаются гигиеническим обучением. К ним можно отнести воспитателей, нянечек, преподавателей всех уровней.

Обучению родителей следует уделить особое внимание, именно на них лежит ответственность формирования гигиенических привычек их детей. Урок гигиены самый распространенный способ обучения правилам ухода.

Уроки разбивают на три фазы — мотивация, выбор средств и способов чистки, а также практическое занятие.

Мотивация

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Чтобы убедить пациента сменить свои привычки, врач должен приложить немало усилий. Часто одного раза недостаточно, поэтому работа должна проводиться всесторонне:

  • теория и демонстрация;
  • печатный материал;
  • видеофильмы;
  • всевозможные виды рекламы.

Во время личного общения врач должен быть максимально убедительным. Пациенту надо указать на его уже существующие стоматологические проблемы, для наглядности используются зеркала или видеокамера.

Гигиенисты объясняют, к чему может привести халатное отношение, приводят статистику региона проживания.

Пациент должен понять, что здоровые элементы челюстной дуги не приносят болевых ощущений, не нарушают красоту улыбки и можно не отказывается от любимых блюд.

А вот больные зубы ведут к развитию заболеваний пищеварения, являются причиной неприятного запаха изо рта и, в целом, портят качество жизни из-за дискомфорта от болевых ощущений и внешнего вида.

Немаловажным фактором является дешевизна ухода за здоровыми единицами и дороговизна лечения больных элементов.

Пациент должен понять механизм разрушения костного органа, что налет разрушает твердую ткань и содержит различные виды бактерий, которые обладают кариесогенным эффектом.

В этот момент показывают места скопления налета у пациента. По завершению первого этапа обучения, пациент должен захотеть очистить поверхность зубов от всех видов отложений.

Выбор средств и способов

Каждый потенциальный потребитель должен узнать все средства, доступные на современном рынке. Выбор щетки и пасты имеет большое значение, и врач должен помочь подобрать средства, учитывая индивидуальные особенности человека.

Удобно если в демонстрационном кабинете есть наборы для гигиены, чтобы пациент мог их сравнить со своими девайсами. Объяснив особенности выбора средств, можно переходить к подбору способа чистки.

Особенно важно объяснить, какими движениями чистить разные сегменты зубов.

Сначала врач должен понять уровень воспитания гигиенических навыков пациента. Это можно увидеть, если попросить его показать на себе или на манекене, как он привык проводить гигиенические процедуры.

Читайте также:  Когда оправдана установка полевошпатных виниров

В процессе демонстрации врач может комментировать движения, но делать это надо максимально доброжелательно. Специалист указывает на ошибки и недочеты своего подопечного.

Сам процесс обучения начинают с демонстрации на манекене, особенно уделяя внимание на новые для пациента приемы, закрепляют их на практике.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Контролируемая чистка проводится при наличии щетки и пасты. Перед началом процедуры врач окрашивает элементы челюстной дуги специальным красителем. Обучаемый проводит чистку привычными способами.

После процедуры определяют качество проделанной работы по методу О’Лири, с помощью стоматологического зеркала выявляют присутствие или отсутствие окраски.

Полученные данные заносятся в схематичный зубной ряд. После подсчета можно сделать вывод, какой процент поверхностей загрязнен. Врач объясняет ошибки и показывает, что необходимо изменить для повышения качества чистки.

После этого, под наблюдением врача пробуются новые методы очищения на практике, врач корректирует движения. По завершении, снова проверяют чистоту по методу О’Лири.

Специалист фиксирует у себя данные обучения, чтобы в следующий раз сравнить эти записи с новыми показателями.

Выбор щетки и правила ухода

Классификация зубных щеток по жесткости:

Очень мягкая Мягкая Средней жесткости Жесткая Очень жесткая
Подходит для детей и при кровоточивости десен. Для чувствительных зубов и десен. Подходит для взрослых с нормальным состоянием зубов и десен. Для тщательного очищения от налета после курения или употребления кофе. При аномально быстром образовании налета или при наличии протезных конструкций.

Классификация щеток по расположению пучков:

Гигиенические Профилактические Специальные
Отличаются прямыми пучками одной длины. Такой вид изготавливают для детей. Самый распространенный вид, имеет пучки различной формы, жесткости, длинны и направленности. Подходят, как для аккуратной чистки, так и для избавления от загрязнений в труднодоступных местах. Используются для очистки неровных зубов, имплантов и брекетов. Продаются в аптеках.

Выбирая девайс, надо обратить внимание на следующие пункты:

  1. Рабочая поверхность должна иметь размер не менее 2,5 см., чтобы во время чистки захватывать несколько единиц.
  2. Во избежание травмирования мягких тканей, верхняя часть щетки должна быть округлой. Шероховатость на обратной стороне поможет очистить внутреннюю сторону щек от вредных микроорганизмов.
  3. Соединение ручки и головки щетки должно быть мягким, чтобы предотвратить излишнее давление.
  4. Ручка должна удобно располагаться в руке и не скользить.

Правила использования:

  1. Взрослые и детские щетки хранятся в разных стаканах.
  2. На верхнюю часть щетки надо надевать защитный колпачок, но не хранить в специальном футляре.
  3. После каждого использования щетку нужно промывать теплой водой.
  4. Один раз в неделю дезинфицировать в антибактериальном ополаскивателе.
  5. Менять приспособления каждые 3 месяца и после заболеваний полости рта.

Потребители, выбирая щетку, стали предпочтение отдавать электрической модели. Однако следует учесть, что у нее есть противопоказания.

Противопоказания для использования электрических щеток — болезни полости рта (гингивит, стоматит, пародонтоз), недавно перенесенные онкологические операции в ротовой полости.

Здоровым людям рекомендуют использовать приспособление не чаще двух раз в неделю, чтобы не повредить эмалевый слой.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

Классификация электрических девайсов:

Обычная электрическая Звуковая электрическая Ультразвуковая электрическая
Совершает выметающие движения от 5000 до 30000 об/мин Оснащены генератором высоких частот, выметающие движения дополняют вибрирующие, от 18000 до 30000 об/мин Оснащены генератором ультразвуковых частот, выметающие и вибрирующие движения, поверхность очищается максимально эффективно, более 30000 об/мин
  • Такими щетками можно пользоваться при условии здоровых единиц с крепкой эмалью и здоровыми деснами.
  • Если есть камень на поверхности, то использование такого приспособления может спровоцировать воспаление десен.
  • В местах соединения движущейся и не движущейся части могут скапливаться болезнетворные микроорганизмы, проводить дезинфекцию этих частей затруднительно.

Уход в зависимости от возраста

Способы ухода за полостью рта меняются в зависимости от возрастных особенностей. Чем младше ребенок, тем бережнее уход.

Уроки для родителей грудничков

Как правило, детей до года не показывают стоматологам, и не все родители знают об особенностях ухода за ротовой полостью грудничка.

Отсутствие ухода вызывает заболевания, такие как молочница во рту или стоматит. Очищение проводится дважды в день, современный рынок предлагает специальные средства для грудничка.

Стоматолог участвует в организации лекций для беременных или в детских поликлиниках.

Дети от года до трех лет

Обучение детей в возрасте от 1 года до 3 лет также проводится для родителей.

Педиатр дает ребенку направление на посещение стоматолога для осмотра, а стоматолог объясняет родителям особенности ухода за молочными единицами и за ротовой полостью в целом.

Чтобы привлечь внимание, ребенку предлагают интересные виды щеток. Короткие занятия проводятся в виде игры.

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

С 4 до 6

Ребенку надо привить привычку правильного ухода, поэтому воздействие должно проводиться на всех этапах:

  • пример родителей;
  • в детских учреждениях;
  • в кабинете стоматолога.

На приеме стоматолог обязательно демонстрирует взрослым, насколько качественно проводится гигиена.

Уроки для детей делятся на короткие занятия в виде игры, которая соответствует возрастным особенностям.

Каждое движение щетки повторяют не один раз, взрослый водит рукой малыша, чтобы контролировать движения и степень надавливания. По окончании урока малыша обязательно хвалят и дают отдохнуть.

В 6 лет ребенок уже должен знать:

  • щетка предназначена для личной гигиены, можно только чистить зубы, и принадлежать она должна только одному пользователю;
  • рекомендуется полоскать рот после еды;
  • желательно чистить зубы в утреннее и вечернее время;
  • перед чисткой надо помыть руки и прополоскать рот, щетку смочить теплой водой и выдавить на нее горошину пасты;
  • чистить надо аккуратно, стараясь добраться до зубов со всех сторон;
  • глотать пасту нельзя, если во время чистки выделяется много слюны, то сплевывать ее по завершении чистки, рот прополоскать водой, вымыть щетку с мылом и поставить ее в свой стакан вверх головой;
  • щетку надо регулярно менять.

С 7 до 10

Контроль родителей ослабевает, дети в этом возрасте учатся следить за гигиеной самостоятельно, поэтому стоматологи фиксируют ухудшение состояния.

В школе выделяют время для воспитания гигиенических привычек. Уроки гигиены могут проводить стоматологи, гигиенисты или школьный медперсонал. Беседы проводят в классе или в оборудованном кабинете.

Школьникам младших классов курс разделяют на несколько коротких уроков по 20 минут. Детей просят принести их щетки для практического занятия.

Специальным раствором окрашивают налет, демонстрируя его в зеркале. Лектор показывает на манекене приемы чистки, после чего приступают к практическим занятиям. Специалист следит за чисткой каждого ученика, корректирует движения и нажим.

Завершив чистку, анализируют качество проделанной работы. Врач дает рекомендации и указывает на недочеты в очищении и объясняет их причину. Обязательно надо рассказать о последствиях некачественной гигиены.

С 10 до 14

Основы обучения гигиене полости рта и значение знаний правил

В связи с особенностями возраста, чтобы информация усвоилась и не вызвала психологического дискомфорта, лучше проводить индивидуальные уроки.

Специалист производит осмотр полости рта, отмечает состояние зубов и объясняет причины, образовавшихся проблем.

Если организовать индивидуальные уроки сложно, то можно разделить детей на однополые группы. До обучения лектору надо понять уровень грамотности в области гигиены полости рта, для этого можно провести осмотр или анкетирование.

После осмотра или анкетирования специалист заполняет пробелы в знаниях, акцентирует внимание подростков на важности правильного ухода, объясняет, к чему приводит халатность.

С 15 до 18

Подростки способны самостоятельно ухаживать за полостью рта. Для чистки уже можно использовать пасты и щетки для взрослых.

Задача родителей периодически контролировать подростка, контроль надо вести не только за своевременным уходом, но и за регулярным посещением стоматолога в целях профилактики.

Обучение гигиеническим правилам в этом возрасте проводят, как для взрослых.

Стандартный метод чистки

Стандартный метод чистки используется при здоровых элементах челюстного ряда и деснах дважды в день по три минуты.

Зубы разделяют на три отдела — передний ряд, коренные малые (премоляры) и коренные большие (моляры). Рот открыт щетка находится под углом 45 градусов относительно зубов. Чистку производят слева направо, сначала верхний потом нижний ряд.

На каждом отделе выполняет по 10 движений выметающего характера, с внутренней стороны движения повторяют. Для очищения моляров и премоляров, щетку водят вперед-назад  по 15 движений на одну сторону челюсти.

  1. Заканчивать следует массажем десен, мягкими круговыми движениями, захватывая десны, с сомкнутыми зубами.
  2. В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.

Выводы

Уход за полостью рта не занимает много времени и должен стать хорошей привычкой каждого. Научившись регулярному уходу, можно избежать многих проблем и сохранить красоту.

Источник: http://zubovv.ru/krasota-i-uxod/zubnyie-shhetki/obuchenie-gigiene-polosti-rta.html

Особенности обучения гигиене полости рта взрослых. Важность обучения гигиене полости рта специалистов и населения. Хронокарта учебного занятия

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2−4−летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей. Они заключаются в склонности к подражанию, наклонности к коллективным занятиям и осмотрам.

Поэтому первоначально осматривают более спокойных детей, что служит примером для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую надо использовать.

Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение.

В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации.

Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении.

Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.

Обучение детей 5−7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.

Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7

последовательных этапов: 1) мытье рук; 2) полоскание рта водой; 3) мытье зубной щетки с мылом; 4) нанесение зубной пасты на головку щетки; 5) чистка зубов; 6) полоскание рта водой; 7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.

Дошкольников 2−4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности: 1−е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя; 2−е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды; 3−е занятие — рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели; 4−е занятие — обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка; 5−е занятие — чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.6−е занятие — чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);

7−е занятие (дома) — чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.

У дошкольников 5−7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное — контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.

Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать «вкусную» пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.

У детей младшего школьного возраста (1−4−е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по

профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.

В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта.

Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.

Большое внимание в обучении гигиене необходимо уделять полосканиям полости рта для удаления остатков пищи после ее приема. Каждый прием пищи должен завершаться полосканием. Полоскания должны сопровождаться энергичными движениями мимической и жевательной мускулатуры в течение 0,5−1 мин.

Для усиления профилактического эффекта полоскания пользуются эликсирами, оказывающими выраженное дезодорирующее и противовоспалительное действие.

Для гигиенического полоскания на стакан воды комнатной температуры добавляют 10−15 капель эликсира и полощут рот в течение 1/2−1 мин.

Для улучшения гигиены полости рта, усиления процессов самоочищения целесообразно употреблять в пищу овощи и фрукты, обладающие высокими тающими зубы и полость рта свойствами: морковь, капуста, редиска, редька, яблоки, груши.

Жевание этих продуктов усиливает слюноотделение, механически отчищает зубы от налета и остатков пищи. Такие продукты наиболее целесообразно принимать на десерт или между приемами пищи.

Обучение детей он правильным навыкам он по уходу еще за полостью еще рта наиболее он ответственный этап еще гигиенического воспитания. Он должен еще строиться с учетом он возрастных особенностей и он поведенческих реакций еще детей дошкольного он возраста. При проведении еще занятий можно еще использовать:

Чередование еще хоровых и индивидуальных он ответов;

Разнообразные еще игровые моменты и еще ситуации (ребенок он учится сам и он учит любимую он игрушку) .

Большое он значение в обучении еще играет принцип он наглядности. Поэтому в работе с он детьми необходимо еще использовать фотографии, еще фильмы, иллюстрации, он предметы личной он гигиены. Показ этих он предметов и действия с он ними позволяют он раскрыть те еще их стороны, еще которые играют еще важную роль в он формировании гигиенического он поведения.

Эффективность гигиенического еще воспитания и обучения он по вопросам он профилактики стоматологических он заболеваний будет еще высокой только он при условии он взаимодействия педагогов и он воспитателей, медицинских еще работников, родителей и еще детей.

Педагоги и воспитатели еще должны иметь еще представление и знать он методы контроля еще за гигиеной он полости рта. Медицинские работники еще должны быть еще обучены методике он контроля за еще качеством чистки он зубов и использования еще различных профилактических еще средств.

Родители должны еще уметь контролировать он продолжительность, кратность и он правильность ухода он за полостью он рта своих он детей в домашних он условиях.

Дети после он проведенных занятий еще должны уметь он продемонстрировать выполнение он задания для еще лучшего запоминания.

Ребёнку необходимо:

1. Получать сладости в небольшом количестве (во время приёма пищи затем полоскать рот водой).

2. С 1,5-2 лет полоскать рот после еды.

3. С 2-2,5 лет чистить зубы зубной щёткой (после завтрака, перед сном).

В 4-5 лет чистить зубы зубной щёткой и зубной пастой не менее 2-3 минут, 200-250 движений.

До 4-5 лет чистка зубов осуществляется руками родителей. Начиная с 5-6 лет, рекомендуется двукратная чистка зубов (утром после еды и вечером перед сном) мягкой зубной щёткой и любой гигиенической или фторсодержащей зубной пастой. Детям надо помогать чистить зубы до 6 лет. Предпочтение отдаётся гелиевой форме зубной пасты.

Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.

Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.

Уход за ротовой полостью ребёнка в первую очередь заключается в бдительности родителей. Несмотря на то, что в 3-4 года дети вполне способны самостоятельно проводить такую процедуру, как гигиена полости рта, делать её желательно под родительским контролем.

Результатом такой ежедневной практики станет полная осведомлённость ребенка к 6 годам об основных нюансах качественного ухода за зубами, а именно о том, что чистить их следует 2 раза в день и дополнительно нужно устранять остатки еды, чтобы предотвратить размножение бактерий.

В период дошкольного еще возраста воспитательная еще работа ложится еще на плечи еще воспитателей, которые он научат, откорректируют он или повторят, «он как надо он сделать» (гимнастику, он почистить зубы, еще ополоснуть рот еще после еды, он как сидеть еще за столом и т. д.), используя силу он коллективного примера.

Основной задачей в этот период он является регулярное еще повторение навыков с еще целью выработки еще условного рефлекса. Обучение детей еще индивидуальной гигиены еще полости рта следует он начинать с 2 – 4 летнего он возраста.

При этом он необходимо учитывать он психологические особенности он этой группы он детей. Склонность к подражанию и он склонность к коллективным еще занятиям. В этом возрасте он высока внушаемость он на ребенка и еще ее необходимо еще использовать.

Для детей он данной возрастной еще группы рекомендуется еще проводить 7 занятий он по 15 – 20 мин.

  • 1) занятие – осмотр полости рта детей с использованием стоматологического зеркала и шпателя.
  • 2) Обучение ребенка полосканию полости рта, с последующем закреплением навыков, контролем навыка после еды.
  • 3) Рассказ о зубной щетки, ее назначении, демонстрация использования ее на модели.
  • 4) Обучение детей использованию зубной щетки на моделях челюстей и контроль навыков.
  • 5) Чистка зубов без пасты с последующим контролем навыков.
  • 6) Чистка зубов без пасты утром и вечером под контролем родителей.
  • 7) Чистка зубов с пастой утром и вечером под контролем родителей.

Источник: https://rupeek.ru/osobennosti-obucheniya-gigiene-polosti-rta-vzroslyh-vazhnost.html

Обучение подростков правилам гигиены полости рта

Когда жизнь подростка становится наполненной друзьями, школьными заботами и мыслями о том, как бы при всем этом отоспаться, правила гигиены полости рта часто отходят на задний план. Когда ваш ребенок опаздывает в школу, иногда у него просто не хватает двух минут, чтобы почистить зубы.

Однако на вас, как на родителе, лежит обязанность обеспечить, чтобы подросток осуществлял тщательный уход за ротовой полостью.

Сделав гигиену ротовой полости неотъемлемой частью повседневной деятельности, вы поможете подростку включить регулярную чистку зубов зубной щеткой и нитью в череду всех других ежедневных планов.

Используйте средства, предназначенные для подростков

Одна из причин нерадивого соблюдения подростками правил гигиены ротовой полости состоит в том, что большинство средств по уходу за полостью рта не отвечают их вкусам.

Из-за сильных вкусовых добавок и скучного оформления таких средств ежедневные процедуры гигиены могут совсем не вызывать у подростков восторга. В этом случае могут помочь средства, ориентированные специально на подростков.

Удовлетворяя вкусу и стилю подростков, они помогают сформировать привычку ежедневного ухода за ротовой полостью. Попробуйте средства серии Colgate® Elmex Junior™, разработанные специально для подростков.

Используйте программные приложения и таймеры

Одна из ключевых проблем, осложняющих соблюдение правил гигиены ротовой полости подростками, состоит в том, что они не чистят зубы достаточно долго.

 Сайт Фонда «Немурз», посвященный подростковому здоровью содержит рекомендации, согласно которым подросток должен чистить зубы от двух до трех минут; на самом же деле некоторые подростки в лучшем случае выдерживают какие-то жалкие 30 секунд.

Таймер на телефоне или даже простой таймер для варки яиц поможет подростку лучше понять, в течение какого времени он должен чистить зубы. Если же подросток никогда не расстается с наушниками, можно использовать в качестве ориентира трехминутную песню.

Ограничьте употребление газированных напитков и конфет

Кажется, что подростки могут жить исключительно на газированных напитках, чипсах и конфетах, однако такие продукты могут разрушительно действовать на зубы. Рацион питания, насыщенный сахаром, способствует размножению бактерий и развитию кариеса.

Действительно, согласно оценке Центров по контролю и профилактике заболеваний свыше 15 процентов детей и подростков в возрасте от 6 до 19 лет имеют нелеченные кариозные полости. Возможно, если у подростков всегда будет под рукой более здоровые продукты питания и напитки, они будут менее склонны поглощать сладости.

Обеспечьте, чтобы подростку всегда были доступны бутилированная вода, нарезанные овощи, хлебцы из цельного зерна и другие закуски без сахара.

Обратите внимание подростка на его внешний вид

Всем известно, что подростки обеспокоены своим внешним видом, этим можно воспользоваться, чтобы побудить подростка к улучшению ухода за здоровьем полости рта.

Осторожно напоминайте подросткам, что небрежный уход за здоровьем ротовой полости может привести к потеменению эмали и возникновению неприятного запаха изо рта – это даст им понять, что важность чистки зубов заключается не только в предотвращении кариеса.

Если подросток стесняется своей улыбки, отбеливающие зубные пасты и ополаскиватели для полости рта помогут ему обрести уверенность в себе и одновременно будут способствовать регулярному соблюдению правил гигиены.

Если у подростка постоянно не хватает времени и он пропускает регулярные процедуры гигиены полости рта, чтобы утром понежиться еще пару минут в постели, это может иметь серьезные последствия.

Сделайте гигиену ротовой полости простой, быстрой и соответствующей вкусу вашего ребенка – так вы сможете побудить его к регулярной чистке зубов, а может быть, даже к тому, чтобы он вовремя добирался до школы.

Источник: https://www.colgate.ru/oral-health/life-stages/teen-oral-care/teaching-teens-proper-oral-hygiene-0414

Основы гигиены полости рта

  • ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА
  • Общеизвестно, что уход за полостью рта является неотъемлемой частью профилактических мероприятий, обеспечивающей снижение показателей кариозного поражения зубов у взрослых и особенно у детей.
  • В понятие уход за полостью рта принято включать — чистку зубов и прополаскивание полости рта после приема пищи.

По заключению многих диетологов, пища современного человека в большинстве случаев не способна очищать зубы, что приводит к образованию не только пищевого, но и более трудно устранимого бактериального налета на зубах.

Для естественного самоочищения зубов в пище детей и взрослых должны преобладать твердые, волокнистые продукты. Особенно хорошими очищающими свойствами обладают яблоки, морковь, репа, черный хлеб и некоторые другие продукты. Они также способствуют выделению слюны, которая омывает зубы и способствует растворению сахара.

Однако одними только диетическими мероприятиями нельзя полностью приостановить образование зубного налета, поэтому дети с 2—3-летнего возраста должны пользоваться индивидуальными зубными щетками и очищающими средствами — зубным порошком или зубной пастой.

А. И. Рыбаков указывает, что очень важно привить каждому человеку с раннего детства (2—3 лет) навыки по уходу за полостью рта, ибо несомненно, что уход за полостью рта, во-первых, позволяет предохранить зубы от неблагоприятного воздействия остатков пищи, микробов, кислот ротовой полости, во-вторых, приучить ребенка к выполнению основных гигиенических правил.

Обучение основным правилам по уходу за полостью рта должно проводиться родителями или персоналом детских учреждений умело и терпеливо, чтобы не вызывать у детей отрицательной реакции. Ребенку следует показать, как держать зубную щетку, пользоваться зубным порошком или пастой, как прополаскивать рот после еды или чистки зубов.

Следует рекомендовать детям 1,5—2 лет вначале чистить зубы только зубной щеткой без применения порошка или пасты. Затем после освоения ребенком этих начальных манипуляций (направления движения, последовательности обработки отдельных групп зубов и т. д.

) с 2—3 лет можно разрешить пользоваться порошками и пастами. Последним следует отдавать предпочтение, так как при неумелом пользовании зубным порошком возможно попадание его в дыхательные пути.

Постепенно малыш приучается регулировать дыхание в процессе чистки зубов, тогда можно использовать порошок.

Зубные пасты не загрязняются зубными щетками, приятны на вкус, гигиеничны и удобны в пользовании. Они обладают либо только очищающими свойствами (группа гигиенических паст), либо включают в себя лекарственные компоненты (витамины, микроэлементы, солевые добавки и т. д.). Такие зубные пасты обладают противокариозным действием или благоприятно влияют на десну.

Лицам с повышенным образованием назубных отложений рекомендуется применять не зубные пасты, а порошок, ввиду более высоких абразивных свойств частиц порошка.

Основная цель гигиены полости рта — устранение пищевого и бактериального налета (зубных бляшек) путем механического очищения поверхностей коронки зубов.

Помимо зубных паст и зубных щеток различной формы, в ряде зарубежных стран выпускаются специальные нити, предназначенные для устранения зубных бляшек с контактных и поддесневых участков коронки зуба. Как уже указывалось выше, в последние годы многие авторы в патогенезе кариеса зубов ведущую роль и отводят этим зубным бляшкам (рис. 50).

Помимо регулярной двухразовой чистки зубов (детям необходимо это делать и вечером, перед сном, и утром, лучше после завтрака) важно приучить ребенка также полоскать рот после каждого приема пищи.

Вся процедура чистки зубов и полоскания полости рта должна длиться не менее 4—5 мин. При этом должны быть тщательно очищены все поверхности зуба, включая и язычную (небную) поверхность коронок фронтальной (передней) и жевательной группы зубов (премоляры и моляры).

Особенно большое внимание следует обратить на очищение фиссур и других углублений в зубах, а также на межзубные промежутки и шейки зубов, т. е.

участки зуба, наиболее часто поражаемые кариозным процессом, где создаются условия для скопления пищевых остатков и образования зубных бляшек.

Чистить зубы щеткой следует с помощью вертикальных движений в направлении по оси зуба (от десны к режущему краю), а на жевательной поверхности—в переднезаднем направлении (рис. 51).

После чистки зубов щетку тщательно промывают проточной, лучше горячей, водой (можно с мылом), а затем оставляют в стакане ручкой вниз. Такое положение щетки способствует быстрому высыханию щетины и гибели микроорганизмов. Брать из стакана щетку следует чисто вымытыми руками. Хранение щетки в футляре в домашних условиях не рекомендуется (рис. 52).

Ю. А. Федоров, В. Н. Корень рекомендуют использовать для полоскания рта различные эликсиры, содержащие фтор, витамины, дубящие и противовоспалительные вещества в зависимости от состояния зубов и десен. А. И.

Рыбаков считает, что здоровым людям полоскать рот и чистить зубы следует обычной водопроводной водой средней температуры, а лицам с застойными явлениями в деснах — чередовать холодную и теплую воду, что может способствовать устранению застойных явлений и улучшать кровообращение в деснах.

При объяснении правил чистки зубов старшим детям и взрослым необходимо объяснять целесообразность применения зубочисток и опасности при применении для этих целей случайных металлических предметов, способных ранить десневой край (например, булавок и др.

) При необходимости прибегать к употреблению зубочистки (особенно лицам пожилого возраста) лучше использовать их деревянные или пластмассовые варианты. Деревянные должны применяться лишь однократно, пластмассовые можно промывать и применять многократно.

Можно пользоваться ниткой, но как и при пользовании любой зубочисткой не следует травмировать межзубные сосочки. Многие молодые люди применяют зубочистку без надобности, а лишь в силу привычки, что недопустимо.

В последние годы исследовали влияние регулярного употребления жевательной резинки на заболеваемость тканей и органов полости рта у детей 12—15 лет. Kaких-либо неблагоприятных влияний отмечено не было.

Из положительных воздействий заслуживает внимания общегигиенический эффект, проявившийся в снижении частоты и тяжести гингивита и уменьшении отложений зубного камня.

Если придерживаться точки зрения на ведущую роль в патогенезе кариеса зубных бляшек (бактериального налета), то тогда легко предположить профилактическое значение жевательной резинки и на кариозный процесс, особенно если в ее состав включать умеренные дозы фтора.

Однако в США, где жевательная резинка применяется десятки лет, распространенность и интенсивность кариеса не снижаются, а некоторые стоматологи этой страны считают, что причиной зубных болей может быть неумеренное использование жевательной резинки.

Источник: https://terastom.com/osnovy-gigieny-polosti-rta.html

Обучение гигиене полости рта

В обязанности врача-стоматолога и среднего медицинского персонала стоматологических лечебных учреждений, особенно при участковом принципе обслуживания, входит грамотное обучение детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала школ и детских садов основным правилам ухода за зубами. Это эффективный и массовый способ современной профилактики кариеса зубов и пародонтоза.

По этому вопросу накоплен интересный опыт в ГДР. В школах ГДР введен специальный гигиенический час, который проходит один раз в неделю.

В течение этого часа медицинская сестра обучает школьников 1—2-х классов единой методике чистки зубов в специально оборудованной комнате (низкие умывальники, полочки для стаканов и зубных щеток, зеркала).

Во время чистки дети контролируют свои действия перед зеркалом. Гигиенический час входит в учебный план и является обязательным.

  • Занятия такого рода проводятся до 5-го класса, в 1—2-х классах — один раз в неделю, в 3-м классе один раз в 2 нед, в 4-м классе — один раз в месяц.
  • Нередко для проведения гигиенического часа привлекают родителей и преподавательский состав.
  • По данным профессора Кюнцеля, это мероприятие дает хороший профилактический эффект, уже через 3 — 3,5 года у детей снижается частота кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Целесообразность регулярной, двукратной чистки зубов несомненна, а реальный результат проведения этого мероприятия зависит от грамотной санитарно-просветительной   пропаганды,   правильных   советов и рекомендаций по уходу за полостью рта. Это обязан знать и осуществлять средний медицинский работник стоматологического учреждения.

Качество ухода за полостью рта у наблюдаемых пациентов проверяется при помощи гигиенического индекса по Федорову-Володкиной. Для этого используют окраску губной поверхности шести нижних фронтальных зубов йод-йодисто-калиевым раствором (Каlii jodati pulv. 2,0; Jodi puri crist.

1,0: Aquae destill. 40,0). Количественная оценка производится по пятибалльной системе: В норме гигиенический индекс не превышает 1,1 — 1,3 балла.

Для более детального изучения полости рта у одного или группы больных может быть применена ее качественная оценка по трехбалльной системе:

С помощью рекомендуемого гигиенического индекса можно определить не только качество очистки зубов той или иной пастой, но и очищающее действие различных гигиенических средств, а также индивидуальную степень и качество очистки зубов тем или иным пациентом.

Предлагаемый гигиенический индекс очистки зубов прост и доступен, так как его расчет производится весьма быстро.

В то же время он является вполне объективным критерием, на основании которого можно судить о степени и характере гигиенического ухода за зубами у различных индивидуумов и групп людей.

Этот метод может также служить для иллюстрации качества очистки зубов при обучении гигиеническим навыкам.

Занятие по гигиене полости рта целесообразно начинать до снятия зубного камня и мягких зубных отложений.

Больному дают ручное зеркало, чтобы он мог следить за обследованием полости рта. Вначале ему показывают белый зубной налет, соскоблив для убедительности некоторую его часть, и взрослым попутно объяснить его бактериальное содержимое и вредное действие на ткани пародонта и эмаль зубов.

Строить свою беседу следует в зависимости от личности больного, его культурного уровня. Однако во всех случаях в беседе необходимо подчеркнуть, что белый зубной налет почти не виден.

Затем в качестве иллюстрации проводят окрашивание зубного налета с помощью йод-йодисто-калиевого раствора или 6% раствора основного фуксина. Так, 4 капли 6% раствора основного фуксина добавляют в мензурку с 10-12 мл воды и просят больного энергично в течение 30 с прополоскать рот.

Затем больному дают сполоснуть полость рта обычной водой для удаления избытка красителя. Зубной налет и зубной камень окрашиваются в красный цвет и хорошо заметны.

Иод-йодисто-калиевый раствор используют для окрашивания зубного налета с помощью небольшого ватного тампона, так же как и для определения стандартного гигиенического индекса. Окрашенный зубной налет демонстрируют больному повторно для того, чтобы он мог убедиться в неудовлетворительном качестве ухода за полостью рта.

При первом посещении больного просят принести зубную щетку и пасту, рекомендовав наиболее подходящую конструкцию щетки.

В следующее посещение больного просят чистить зубы привычным для него способом в течение обычно затрачиваемого для этого времени, с тем чтобы впоследствии иметь возможность указать на очевидные ошибки и недостатки.

Затем больному надо указать на его неправильные действия и показать на макете и рисунках наиболее рациональные методики чистки зубов.

Для удобства обучения очистке полости рта каждую половину зубного ряда можно разделить на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Начинать чистку следует с задней части, располагая щетку на уровне окклюзионной (прикусной) поверхности зубов.

Движения щеткой рекомендуют проводить по оси зубов скребущими движениями или слегка вращая ее по типу подметающих движений. Таких движений в области одних и тех же зубов должно быть 6 — 8 со щечной стороны и 6 —8 с язычной. Щетку передвигают постепенно кпереди от одного участка зубного ряда к другому.

Передний небный и язычный участки целесообразно чистить, держа щетку в вертикальном положении. Первое время их можно считать, а затем ритм и продолжительность чистки входят в привычку и она происходит автоматически. Завершив чистку, обучающийся должен тщательно прополоскать рот.

В конце инструктажа больного просят пользоваться зубной щеткой по инструкции и отпускают только тогда, когда он в состоянии эффективно выполнить процедуру.

Практика показывает, что необходимы повторные беседы и занятия, которые также проводит медицинская сестра. Для этого больного просят явиться через 2 недели с зубной щеткой для контрольного осмотра.

Во время этого осмотра вновь окрашивают зубной налет. Целесообразно, чтобы больной при этом наблюдал за его результатом с помощью ручного зеркала.

Если эффективность чистки недостаточна, то инструктаж следует повторить.

Надо помнить, что большинство людей не овладевают гигиеническими навыками после первого инструктажа или беседы. Поэтому целесообразно, чтобы больной при последующих посещениях имел при себе зубную щетку.

Инструктаж следует проводить до тех пор, пока не будут достигнуты хорошие результаты очистки полости рта. Обучение больных пародонтозом целесообразно проводить индивидуально.

Инструктаж в классе или группе людей в поликлинике может быть только в виде общих указаний и не достигает той цели, которая возможна при индивидуальных занятиях.

Как в школе, так и в клинике для достижения хороших результатов при уходе за полостью рта его время от времени следует контролировать с помощью специальных вышеописанных индексов.

Источник: http://www.medical-enc.ru/8/teeth_gigiena_polosti_rta_2.shtml

Ссылка на основную публикацию