Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи

341

Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи

Многие знают, нередко по собственному опыту, что прикус, отсутствие или аномалии отдельных зубов влияют на дикцию. Но не все слышали, что качество речи в свою очередь влияет на формирование зубочелюстного аппарата.

Таким образом, прикус и речь – это тесно связанные между собой функции, взаимно влияющие друг на друга и требующие в некоторых случаях комплексных методов лечения.

Какая взаимосвязь

В состав речеобразующего аппарата помимо внутренних органов дыхания (легких, бронхов, гортани и трахеи) входят губы, нижняя челюсть, ротовая полость со всем своим содержимом.

Часть этих органов входит в зубочелюстной аппарат человека. Следовательно, нарушение их функциональности обязательно сказывается на фонации (звукообразовании) и речи.

Больше всего прикус влияет на звучание шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (ц, с, з) звуков (фонем). Чтобы они звучали правильно, нужно, чтобы между верхнечелюстными и нижнечелюстными фронтальными зубами образовывалась щель не больше 1,5-2,0 мм.

Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи

Некоторые аномалии препятствуют выполнению этого условия:

  • Прогнатия. Западение НЧ относительно верхней, иногда отсутствие контакта между фронтальными верхними и нижними зубами. Аномалия выражается в заднеязычном или «нижнем» звучании свистящих и шипящих фонем. Вместо «с» произносится «ф».
  • Прогения. Выдвижение вперед НЧ относительно верхней, неправильное смыкание верхне- и нижнечелюстных фронтальных зубов, «межзубное» произношение. Свистящие/шипящие, а также «д» и «т» звучат смягченно.
  • Передний открытый прикус. Фронтальные зубы не смыкаются, имеют между собой щель. Аномалия проявляется постоянно приоткрытым ртом. Свистящие и шипящие фонемы произносятся «межзубно» из-за попадающего в щель языка.
  • Открытый боковой прикус. Между жевательными зубами имеется щель, через которую утекает воздух. Звуки получаются «хлопающими» не только при произношении свистящих/шипящих, но и других – х, р, к, г.
  • Глубокий прикус. Верхнечелюстные резцы перекрывают нижнечелюстные больше чем наполовину. Нарушаются все звуки, при произношении которых требуется поднятие кончика языка и упор его за верхними зубами. Трудно обеспечивается зазор между верхнечелюстными и нижнечелюстными зубами для выхода воздуха. Звуки получаются «зажатыми», неотчетливыми.
  • Перекрестный прикус. Зубные дуги смещены вбок по горизонтали друг относительно друга. Это препятствует прилеганию края языка к жевательным зубам. Воздух проходит через боковую щель, а не центрально, что вызывает «хлюпающие» нечеткие звуки при выговаривании свистящих/шипящих.

К сильному нарушению речи приводит также отсутствие одного или нескольких фронтальных зубов.

Если родители замечают неправильный прикус у ребенка, им нужно без промедления обратиться ортодонту. Легче всего аномалии исправляются при сменном прикусе – с 5-6 до 8-9 лет.

Но это не означает, что они становятся неисправимыми у подростков и взрослых. При правильном лечении коррекция нарушений достигается в любом возрасте.

Задачи ортодонта и логопеда

Ортодонт – это специалист, который диагностирует и лечит зубочелюстные аномалии, то есть «выравнивает» зубы. Асимметрия лица, неправильный прикус, аномальное расположение отдельных единиц, нарушение их формирования и роста, проблемы с дыханием и речью, если они связаны с нарушением зубочелюстного аппарата – все это входит в компетенцию ортодонта.

Логопед занимается профилактикой и исправлением речи. Специалист «по правильности» произношения устанавливает причины и механизм нарушения произношения и устраняет его специальным обучением.

Нарушение речи при отсутствии проблем со слухом и нормальном функционировании речевого аппарата называется дислалией. Патология может быть механической и функциональной. Последняя форма вызывается непониманием или неумением ребенка правильно произносить звуки.

Обычно это происходит, когда при разговоре с малышом взрослые долго подделываются под его речь, «сюсюкают». Механическая дислалия обуславливается нарушениями развития речевого аппарата и челюстей – аномалией прикуса, короткими уздечками, неправильным положением языка, готическим нёбо.

Полностью речь формируется к 6-7 годам. Однако первые признаки ее нарушения проявляются уже в полтора-два года. Логопеду уже в этом возрасте нужно начинать ее коррекцию.

В случае промедления есть опасность усугубления положения. Ранняя речевая коррекция благотворно действует на развитие зубочелюстного аппарата. Это связано с активизацией работы языка, от положения и действий которого зависит развитие верхней и нижней челюсти.

В случаях, когда устранение нарушения речи предусматривает нормализацию прикуса, специалисты по речи и зубам должны объединять свои усилия. Наилучшим временем для коррекции считается сменный прикус – период, который начинается в 5-6 лет. С этого времени логопед и ортодонт должны работать вместе.

Если родители замечают неправильный прикус или постоянно приоткрытый рот у своего ребенка, они должны незамедлительно обратиться к ортодонту. Неправильное произношение шипящих, свистящих и некоторых других фонем (в частности, «р») также указывает на то, что у малыша имеются нарушения произношения, возможно связанные с прикусом.

Причины развития аномалий

Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи

Зубочелюстные аномалии а, следовательно, и нарушение речи могут развиваться по следующим причинам:

  • Малое время (до 1,5-2 месяцев) грудного вскармливания. Неправильный захват младенцем груди. При кормлении грудью нужно, чтобы грудничок немного тянулся губами к груди. Это способствует развитию круговой мышцы рта.
  • Кормление из бутылок без сосок, неправильные формы пустышек, слишком долгое пользование сосками и пустышками.
  • Длительное кормление слишком мягкой пищей.
  • Вредные привычки: прикусывание губ, втягивание щек, сосание пальцев и посторонних предметов.
  • Ранняя потеря «молочников», задержка прорезывания зубов, множественный кариес.
  • Хронические болезни дыхательной системы (насморки, воспаления аденоидов и пр.) вынуждающие ребенка дышать ртом при несомкнутых челюстях.
  • Травмы зубов и зубных рядов.
  • Наследственные факторы.

По мнению известного во всем мире ученого и практика, стоматолога гнатолога Рудольфа Славичека, не только прикус влияет на речь, но и произношение влияет на прикус.

«… Развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа», «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов» – это цитаты из его книги «Жевательный орган».

Из этого следует, что неправильная речь также может являться причиной развития зубочелюстной аномалии.

Особенности лечения взрослых

В отличие от детей, зубочелюстной аппарат у взрослых полностью сформирован, и закончил свое развитие. Речевые нарушения вследствие неправильного прикуса или других причин уже срочно закреплены.

Поэтому коррекция произношения проходит значительно труднее, чем у детей. И даже после исправления прикуса речевые нарушения остаются. Для их исправления требуется упорная и длительная работа логопеда.

Коррекция прикуса у взрослых проводится обычно с помощью брекетов. После ее завершения выполняются мероприятия по нормализации работы языка. Лечение идет успешней при одновременном исправлении прикуса и дефекта речи.

Последствия отказа от коррекции

Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи

Нелечение аномалий и вызванных ими дефектов речи приводит к неблагоприятным последствиям как для жевательной, так и речеобразующей функции.

Длительно сохраняющаяся аномалия может привести к следующим негативным последствиям:

  • Заболевания пародонта из-за неравномерной нагрузки на отдельные зубы и их периодонт. В конечном итоге это приводит к потере зубов.
  • Нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава и его дисфункция, способная серьезно осложнить жизнь пациента.
  • Постоянное травмирование мягких тканей ротовой полости с возможностью озлокачествления.
  • Эстетический дефицит и связанные с ним психологические проблемы.

Последствия нелечения алалии не менее существенны. Прежде всего это снижение коммуникабельности из-за сознаваемого дефекта и плохая социальная адаптация. Дети подвергаются насмешкам сверстников, стыдятся своего речевого дефекта и замыкаются в себе.

Крайне негативным моментом является влияние алалии на умственное развитие. Исследование детей с дефектами речи выявили такой факт: в 2-4 года малыши с нарушением речеобразующего аппарата ничем не отличались от своих сверстников в отношении интеллекта. А в 5-6 лет у них уже отмечалась задержка умственного развития.

В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

Выводы

Аномалии прикуса могут приводить к неправильному произношению как простых, так и сложных звуков. Основные принципы нормализация речи и прикуса сводится к следующим моментам:

  • Лечение нарушений речи, обусловленных неправильным прикусом, должно быть комплексным с участием ортодонта и логопеда.
  • Чем раньше начинается коррекция, тем успешней она идет.
  • Результат зависит от возраста пациента и его готовности к сотрудничеству со специалистами.
  • Коррекция легче проходит в сменном прикусе. Однако при правильном методе и комплексном подходе успех достигается у пациентов любого возраста.
  • Не только речь зависит от прикуса, но и нарушение прикуса может возникать из-за дефектов произношения.

Родители должны внимательно наблюдать за становлением речи их ребенка, при отклонении от нормы необходимо, не мешкая, обращаться к специалистам.

Источник: http://orto-info.ru/zubocheliustnye-anomalii/okklyuzii/anomaliy-prikusa-rech.html

Патологии прикуса и логопедические нарушения: есть ли между ними связь?

Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи

Здравствуйте, дорогие читатели блога!
Знаете ли вы, что красивая голливудская улыбка дает нам не только эстетическое наслаждение? Она говорит о том, что у ее обладателя все в порядке с речью и здоровьем. Сегодня я расскажу вам о том, как прикус влияет на качество жизни и, главное, может ли прикус влиять на речь.

Как влияет на жизнь человека

С одной стороны кажется, ну как могут зубы влиять на нашу жизнь? Ну ладно, если их не хватает, трудно жевать или откусывать, если они кривые, то улыбка получается не очень красивая и лучезарная и поэтому их обладатели стараются поменьше улыбаться.

А что еще? На самом деле неправильное смыкание зубных рядов может привести к таким явлениям как бруксизм (скрежетание зубами во время сна), апноэ (остановка дыхания во сне), храп.
Человек не высыпается, становится нервным, раздражительным, впадает в депрессию.

При неправильном прикусе могут быть такие заболевания как парадонтит и парадонтоз, нарушается симметрия лица. Пища плохо пережевывается, что приводит к нарушениям ЖКТ.

Современные исследования ученых показали, что патология ведет к изменению всей опорно-двигательной системе организма, так как челюсти являются ее частью. Отсюда и спазмы мышц лица, шеи, что приводит к шейному остеохондрозу.

Это в свою очередь приводит к нарушению строения всего скелета и нарушает походку.

Что такое неправильный прикус

Что такое собственно говоря прикус? Это положение зубов верхнего и нижнего ряда при смыкании челюстей. Прикус может быть физиологический и патологический. Стоматологи выделяют несколько видов физиологического прикуса :

  • ортогнатический: идеальный по функциональности и эстетике, но встречается он достаточно редко.
  • прогенический : отличается сравнительно небольшим выдвижением нижней челюсти кпереди.
  • прямой: центральные зубы смыкаются режущими поверхностями.
  • бипрогнатический: очень похож на ортогнатический, но при нем имеет место более значительный наклон зубов верхнего и нижнего ряда к переду.

и патологического:

  • дистальный — верхняя челюсть выдвигается более вперед, чем нижняя
  • мезиальный — нижняя перед верхней
  • глубокий — сильно верхняя перекрывают нижнюю
  • открытый прикус — щель между рядами, часто приводит в межзубному сигматизму.
  • перекрестный — сдвиг челюсти если одна узкая
  • дистопия — кривой зуб.
Читайте также:  Имплантаты Ankylos: подробный обзор продукции производителя

Как понять, что у тебя это есть?

Обычно сигналом того, что надо бы отвести ребенка к ортодонту являются следующие признаки:

  • оттопыренная верхняя губа;
  • криво растущие зубы;
  • неверно соприкасающиеся зубные ряды;
  • чрезмерно развитая нижняя челюсть, выдающаяся вперед.

Очень часто можно определить патологию прикуса по положению губ и выражению лица.

Влияет ли соска?

Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи

Часто возникает вопрос: “Влияет ли пустышка на прикус ребенка?”. Родители беспокоятся, что ребенок сосет палец или еще что-нибудь. Тут уже имеет значение возраст, до года-полтора это не страшно.

Однако уже ближе к моменту формирования фразовой речи, к 2 — 2,5 годам эта привычка должна уйти в прошлое. И если она остается, это сигнал о повышенной тревожности.

Несомненно, это повод обратиться к врачам, хотя бы к неврологу или эндокринологу.

Однако причиной не обязательно будет соска или палец. Это может быть и дефект строения лицевого скелета заложенный генетически. Присмотритесь к родственникам, это передается ребенку по наследству. Заболевания ЛОР органов, гайморит, увеличения аденоидов могут также способствовать неправильному формированию лицевого скелета.  Нельзя исключить и увеличение щитовидной железы.

Влияет ли на произношение?

Очень часто родители придают мало значению тому факту, что у ребенка неправильное смыкание зубных рядов. Даже начинают спорить, доказывая, что все нормально. Однако это факт, что аномалии в строении челюстей приводят к дефектам речи.

Если еще добавить укороченные или утолщенные уздечки под языком или губные, то проблемы с дикцией будут обязательно.

При глубоком прикусе это приводит к нарушению произношения всех звуков, которые требуют поднятия кончика языка вверх и упора его за верхние зубы (Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ).

Открытый прикус приводит к нарушению произношения свистящих (С, З, Ц), межзубному произношению свистящих, а порой и шипящих.

 Поэтому надо как можно раньше обращать внимание на состояние зубов ребенка, обращаться к профильным специалистам: стоматологу, отоларингологу, неврологу, ортопеду — потому что многие проблемы легче предупредить, чем преодолевать.

И при занятиях по коррекции звукопроизношения всегда помнить две вещи: возможности логопедии огромны, но не безграничны.

И что ребенок не говорит и не произносит звуки не потому что балуется, ему неохота или ленится, а просто ему это делать тяжело и неудобно.

 Неправильный прикус, аденоиды, другие нарушения ЛОР-органов, дизартрия — все это может помешать вашему малышу красиво и правильно говорить и общаться без стеснения, но вы ему всегда можете помочь преодолеть эти проблемы, обратившись вовремя к профильным специалистам.

И консультации логопеда нужны обязательно, чтоб у вашего ребенка не было проблем ни с устной ни впоследствии с письменной речью, когда он пойдет в школу.

На этом прощаюсь с вами, уважаемые читатели, желаю вам и вашим детям успехов во всех начинаниях. Читайте наши статьи, подписывайтесь на обновления блога, делитесь впечатлениями с друзьями в соцсетях.

Источник: https://marilina.ru/patologii-prikusa-logopedicheskie-narusheniya/

Неправильный прикус и дефекты произношения

Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи

Красивая, безупречная речь – один из залогов успешности многих людей, как в бизнесе, так и в политике. Древнегреческие ораторы, римские трибуны, современные политики, актеры, телеведущие – каждый из них в какой-то степени обязан своим успехом хорошей дикции. Ведь, чтобы тебя услышали и прислушались к твоим словам, каждое слово должно звучать четко, громко и ясно.

Картавость, гнусовость, шепелявость – все эти дефекты речи могут стать большой проблемой в некоторых профессиях. Но, помимо профессиональных затруднений, они также часто вызывают появление комплексов, сформированных в детском возрасте и перенесенных во взрослую жизнь, которые затрудняют общение и становятся преградой для новых знакомств и коммуникации.

Связь неправильного прикуса и дефектов произношения у детей 

Неправильный прикус у ребенка в раннем возрасте может стать одной из причин неправильного произношения «сложных» букв.

Уже в 4-5 лет, когда речь становится ясной и понятной, у некоторых детей выявляются самые частые дефекты в речи — проблемы с произношением определенных слов.

И далеко не в каждом случае речевые дефекты может исправить логопед – зачастую сперва необходимо исправлять их причины, основой которых и является неправильное расположение зубов.

Откуда берется косноязычие?

Косноязычие разделяют на 2 вида: функциональное и механическое. Первое, функциональное, вызывается из-за нарушений из-за нервных процессов в головном мозге, и исправить его могут невропатолог и логопед.

Механическое косноязычие куда серьезнее. В этом случае причиной неправильного произношения может стать неправильное строение носовой и ротовой полостей, наличие «лишних» или отсутствие некоторых зубов. Неправильный прикус не только вызывает дефекты произношения, он влияет на функциональность отдельных органов и целых систем в организме.

Лечение механического косноязычие производится с помощью брекетов или элайнеров.

Распространенные дефекты речи

Самые часто встречающиеся ошибки речи – непроговариваемые шипящие, отсутствие звуков Л, Р, картавость. Например, когда вместо слова «красивый» произносится «касивый», а вместе «поле» –«пое», «машина» — «мафына». Иногда даже требуется привыкнуть к речи говорящего, чтобы разобрать, что он хочет сказать.

Все наверно помнят знаменитую фразу логопеда в исполнении Ролана Быкова «Девочка, скажи — рыба»

Если проблемы в произношении вызваны механическим косноязычием, единственное решение – обратиться к врачу-ортодонту.

Врач-ортодонт даст медицинское заключение: вам лучше подходят брекеты, виниры или элайнеры

Источник: https://star-smile.ru/articles/nepravilnyy-prikus-i-defekty-proiznosheniya/

Исправление речевых недостатков

Тонкая грань взаимосвязи прикуса и чистоты речи

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Речевые дефекты в калейдоскопе всевозможных речевых отклонений обращают на себя особое внимание. Это один из наиболее серьезных изъянов, искажающих красоту звучащего слова. Для наглядности приведем один пример.

На городском конкурсе школьников-чтецов в Ленинграде было прослушано 118 учащихся. Участники конкурса предварительно проходили внутришкольные и районные отборочные прослушивания, таким образом на городской конкурс попали лучшие представители занимающихся художественным словом. Из прослушанных участников конкурса:

58 человек – имели дефектные звуки «ш» и «ж»; 47 человек – имели дефектные «с» и «з»; 32 человека – «цвякающие» и «звякающие» «ть» и «дь»; 29 человек – дефектное «ч».

Некоторые из учащихся имели по нескольку дефектных звуков одновременно.

Поистине – налицо «массовая речевая инвалидность»! – по меткому выражению проф. М.Е.Хватцева.

Дефектное произношение звуков имеет также широкое распространение и в речи взрослых. Большим количеством речевых дефектов насыщена речь многих абитуриентов, поступающих в институты, университеты. Искажению подвергаются в наибольшей степени звуки «с», «з», «ш», «ж», «ч», «щ». Об этом говорит повседневная практика.

К наиболее распространенным недостаткам следует отнести и произнесение смягченных «т» и «д». Именно эта группа согласных искажается не случайно.

Перечисленные звуки наиболее сложны по своей организации, в их произношении принимает участие наибольшее количество мышечных групп, нервов, совместная работа которых трудно налаживается.

Кроме того, их акустические признаки наиболее тонкие, и поэтому трудно различаются и опознаются органом слуха.

Итак, острота слухового восприятия и отточенность артикуляционных движений, являющиеся необходимыми условиями чистоты произнесения перечисленных звуков речи, – нередко в жизни не достигает должного совершенства, это ведет к возникновению дефектного звучания указанных согласных. Недостаточное внимание к фонетической организации живой речи со стороны школы и семьи, анатомо-физиологические особенности речевого аппарата, несовершенная речь окружающих является той почвой, на которой произрастает и процветает во всех формах косноязычие.

В работе предлагается:

1. Анализ и характеристика наиболее распространенных речевых недостатков.

2. Методика воспитания верных речевых навыков.

3. Теоретическое обоснование основных методических принципов, базирующихся на современных научных данных.

Функционирование речевого аппарата осуществляется посредством синхронной работы трех теснейшим образом связанных, «сплетенных» между собой систем: дыхательной, артикулярной и голосообразующей.

В процессе воспитания речевых навыков возникают своеобразные трудности, обусловленные следующими обстоятельствами:

1. Множество мышц и нервных волокон включаются в работу при произнесении любого звука.

2. В большинстве эти мышцы и мышечные группы невелики по размеру.

3. Перемещение их в процессе речеобразования чаще незначительны.

4. Функционируют мышцы комплексно, и бывает трудно дифференцировать их деятельность и осознать работу каждой мышцы в отдельности.

5. Многие мышцы речевого анализатора непроизвольные, то есть не поддаются непосредственному воздействию. Однако часто именно их-то и необходимо подключить к работе речевого аппарата.

6. Возникновение мышечного зажима или нарушение функции какой-либо из мышечных групп способствует мгновенному закрепощению всего аппарата к расстройству его деятельности.

7. Сеченов, отводя мышечным ощущениям в осуществлении речедвижений огромную роль, одновременно подчеркивает, «что мышечное ощущение вообще, то есть ощущение сокращающейся мышцы, само по себе до чрезвычайной степени неопределенно и слабо; по выразительности оно далеко уступает даже любому обонятельному и вкусовому». («Рефлексы головного мозга»)

Тем не менее расплывчатые, туманные, зыбкие ощущения, сопровождающие мышечную деятельность, поддаются конкретизации, прояснению, воспитанию.

«… Боли из массы мышц, действовавших до настоящего момента разом, то есть совокупно, выделяется деятельность одной, и эта одинокая мышца часто упражняется в одном и том же направлении, тогда и ощущение, вызываемое сокращением ее, должно необходимо представляться сознанию с более и более определенным характером». (Сеченов. «Рефлексы головного мозга»,) В этой закономерности – путь к сознательному управлению речевым аппаратом.

Особое значение данная закономерность приобретает при работе по устранению речевых недостатков.

Работа по исправлению дефектных звуков может идти двумя путями:

1. Студент слышит дефектность своего произношения. Воспроизводя «больной звук» вслед за преподавателем, студент верно настраивает работу артикуляторных органов при помощи слухового контроля. Единый вариант – наиболее благоприятный для исправления произношения.

2. Студент не слышит своего дефекта, хотя преподаватель его обнаружил, и на него обращено внимание. В этом случае требуется значительно больше времени для нормализации речи.

Отправным моментом становится не слуховой контроль, а воспитание необходимой артикуляционной установки. В подобных случаях у студента нет неполноценного слуха. Мы здесь имеем дело со слухом, неправильно воспитанным под воздействием речи окружающих.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ДЕФЕКТНЫМ ЗВУКОМ

Студенту, имеющему недостатки произношения, следует прежде всего:

А. Тщательно разобраться в том, каким образом работает его речевой аппарат при произнесении «больных» звуков. Поначалу полезно улавливаемые и осознаваемые движения органов артикуляции и их положение записывать. Каждое последующее воспроизведение дефектного звука будет прояснять мышечно-двигательные ощущения, а их письменная фиксация поможет этот процесс ускорить.

Б. Разобравшись в деятельности своих артикуляционных мышц, нужно сравнить ее с работой органов артикуляции, характерной для правильного произнесения и выявить отклонение, вызывающее дефектное звучание согласного.

  • Всю дальнейшую работу надо направить на перевоспитание неправильного навыка, на усвоение верного произнесения «больного»согласного в изолированном виде.
  • Начальный процесс работы над дефектным звуком состоит из следующих разделов:
  • I. Артикуляционная гимнастика
Читайте также:  Температура после удаления зуба: причины и как сбить

Достичь изощренности артикуляционных.движений, которая необходима для точного произнесения наиболее сложных звуков речи – «с», «з», «ш», «ж», «щ», «р», «л» и мягких «т» и «д» – можно только в том случае, если учащийся; сумеет преодолеть пассивность, инертность артикуляционного аппарата.

II. Затем начинается освоение правильной артикуляционной установки, характерной для данного согласного (без произнесения звука).

III. Когда верная артикуляционная установка усвоена, следует приступить к произнесению звука в изолированном виде. Причем, желательно механическое произнесение звука, без ассоциации его со звуком речи.

После того как студент научится верно произносить исправляемый звук в изолированном виде, наступает следующий этап работы – включение исправляемого звука в речь.

Этот процесс работы будет освещен позднее, в специальном разделе.

ВЕРНОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИСПРАВЛЯЕМОГО ЗВУКА В ИЗОЛИРОВАННОМ ВИДЕ

«Прежде всего надо было понять, при каком положении рта, губ, языка создаются правильные звуки согласных».

К.С.Станиславский

  1. Приступим к рассмотрению работы по исправлению наиболее часто искажаемых звуков, подробно останавливаясь на каждом из них в отдельности.
  2. Звук «С» – правильная артикуляция:
  3. При верном произнесении звука «с» органы артикуляции работают следующим образом:
  4. Губы полураскрыты, уголки рта слегка растянуты в стороны.

Нижняя челюсть слегка опущена, расстояние между верхними и нижними резцами 1-1,5 мм. Язык распластан, имеет лопатообразную форму, слегка выгибается вверх по направлению к твердому небу.

Бока языка прилегают изнутри к верхним боковым зубам и одновременно касаются нижних зубов. По средней продольной линии передней части спинки языка образуется небольшое углубление.

У верхних боковых резцов контакт между боковыми краями языка и зубами прекращается. Передняя часть спинки языка выгнута вверх и как бы стремится к альвеолам верхних зубов.

Между языком и альвеолами образуется щель.

  • Кончик языка заткут вниз и касается нижних резцов и частично альвеол.
  • Воздушная струя проходит через щелевое сужение по созданному языком легкому продольному углублению, и между резцами образуется звук «с».
  • При произнесении мягкого «с» больше приподнимается вверх средняя часть спинки языка.

Источник: https://itexts.net/avtor-g-v-komyakova/76898-ispravlenie-rechevyh-nedostatkov-g-komyakova/read/page-1.html

О влиянии нарушений прикуса на речь

Главная — О логопедии — О влиянии нарушений прикуса на речь

В практике логопедической работы специалисты часто встречаются с речевыми нарушениями, которые появились в результате разнообразных аномалий прикуса. В этой статье мы поговорим о том, что такое прикус, как он влияет на формирование звукопроизношения, и о профилактики и коррекции речи совместно с ортодонтическим лечением.

Для начала разберемся, что же такое прикус.

Прикус – это соотношение зубных рядов верхней и нижней челюсти.

Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями.

Однако не всегда ребенок может активно сосать и жевать, тогда жевательные мышцы будут развиты недостаточно и челюсти могут неправильно сформироваться.

К нарушениям прикуса могут приводить:

  • заболевания дыхательной системы, например хронические насморки, увеличенные аденоиды, из-за чего человек постоянно дышит ртом и челюсти не смыкаются;
  • травмы, повреждение зубного ряда, что часто бывает у малышей при падении;
  • наследственность.

Наиболее распространенными нарушениями прикуса являются:

  • прогенический прикус — нижняя челюсть сильно выдвигается вперед (как у старухи Шапокляк из мультика про Чебурашку);
  • прогнатический прикус – верхняя челюсть сильно выдвигается вперед;
  • открытый прикус – между зубными рядами образуется щель при сомкнутых зубах;
  • перекрестный прикус — при этом варианте передние зубы смещены в противоположную от средней линии сторону, центральные резцы контактируют между собой перекрестно, нижние коренные зубы смещены.

Эти нарушения в строении могут привести к разнообразным дефектам звукопроизношения, причем страдать могут как сложные, так и простые звуки.

Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус, и обратится за консультацией к врачу-ортодонту, например, когда ребенку 5-6 лет и у него начинается смена молочных зубов. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше.

Для взрослых людей в наше время иметь красивую улыбку и четкую речь зачастую является необходимым условием успешной карьеры. Часто к логопедам приходят с проблемой – прикус ортодонт исправил, но неправильные звуки остались прежними. Тогда начинается активная работа по постановке правильного звукопроизношения. Причем в ряде случаев сотрудничество ортодонта и логопеда идет параллельно.

Примеры практики логопедов Центра Fidem:

Жанна, 26 лет, обратилась к логопеду с жалобой на множественное нарушение звуков. У нее была щель между верхними и нижними зубами (открытый прикус) и многие звуки произносились с присвистом.

Ортодонт установил ей брекет систему, специальные резинки надевались на крючки, чтобы челюсти постоянно смыкались. Через год, когда щель уже почти закрылась и зубной ряд выравнивался она начала занятия с логопедом.

Свистящие звуки (с, з, ц, которые ранее произносились неправильно – язык просовывался между зубов), исправились, лишний «свист» и шум при речи исчезли.

Кристина, 19 лет, на протяжении 3-х лет лечилась у ортодонта, у нее была сильно выдвинута вперед верхняя челюсть, отчего ряд звуков сформировался неправильно. Лечение закончили, но звуки по-прежнему произносились дефектно. Пришла на консультацию к логопеду и успешно исправила звуки Т, Д, Л (произносились межзубно, что смущало девушку и мешало ей общаться).

Иногда брекеты приводят к тому, что даже те люди, у которых никогда ранее не было проблем со звукопроизношением, после начала ортодонтического лечения начинают испытывать трудности с речью, связанные с изменением строения зубов, челюстей. Своевременная консультация специалиста поможет приспособиться к новым «зубным» условиям и решить возникшую проблему.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00

Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Вакансии центра

Источник: https://www.logogol.ru/logopediya/prikus-i-rech/

О взаимосвязи прикуса и расположения языка в ротовой полости

30.11.2017 г.

Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это — здоровье, красота, успехи в учебе и общении — может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.

На что влияет положение языка?

Язык принимает участие во многих важных процессах:

  • определяет вкус и температуру пищи;
  • помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
  • обеспечивает глотание;
  • участвует в формировании речи.

А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.

Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.

Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:

  • не нарушает процесс приема пищи;
  • не искажает речь;
  • не портит внешние характеристики лица.

При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:

  • верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
  • все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
  • условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.

Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.

Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.

В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя».

Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт.

При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.

Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.

У детей , которые дышат через рот , формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным — вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.

Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано , что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.

Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.

Читайте также:  Тауродонтизм – аномалия или стоматологическое заболевание?

Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.

В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.

Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.

Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы , так и всего организма ребёнка.

  • нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
  • нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
  • носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
  • улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода;
  • улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
  • за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.

Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.

Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:

  • Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
  • Травматичные роды;
  • Недоношенность;
  • Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
  • Искусственное вскармливание;
  • Несвоевременное введение прикорма;
  • Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
  • Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
  • Преждевременная потеря молочных зубов;
  • Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.

На что следует обратить внимание родителям и насторожиться

  • Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
  • Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.

Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно.

По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния.

Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.

  • Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.

Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.

Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.

Как исправить нарушения прикуса и положения языка.

Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.

Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.

Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур

  1. Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
  2. Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.

  3. Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.

Миофункциональная гимнастика.

Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.

Ношение миофункциональных трейнеров.

Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.

С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.

В результате ребёнок любого возраста:

  • меньше болеет;
  • становится более выносливым физически;
  • лучше обучается;
  • становится эмоционально сбалансированным;
  • с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.

Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.

Источник: https://www.OsteoPolyClinic.ru/article/121/

Как неправильный прикус влияет на нашу внешность и самочувствие

  • 15 способов не потратить целое состояние на ребенка и остаться при этом хорошим родителем
  • 9 неочевидных причин, по которым официальный брак гораздо лучше сожительства
  • 15 обладательниц длинных волос поделились проблемами, о которых остальные даже и не догадываются
  • 15 твитов от людей, которые найдут выход из любой ситуации
  • 20+ непреклонных мужчин, которые были против «этих ваших животных». Но что-то пошло не так
  • 12 забавных примеров того, как всего одна буква меняет смысл фразы на 100 %
  • У меня обсессивно-компульсивное расстройство. И на самом деле это не так смешно, как показывают по ТВ
  • «Не надо обижать маленьких!» Рассказ о том, как одна собака оказалась милосерднее толпы людей
  • 9 предметов, чей цвет может рассказать о них больше, чем мы думаем
  • 11 российских звезд, чья внешность изменилась словно по волшебству
  • 20+ обычных фото, вся эпичность которых кроется на заднем плане
  • 20+ снимков, доказывающих, что нет ничего приятнее, чем отдыхать в обнимку с домашними питомцами
  • 10 новых запретов, о которых надо знать в 2020 году, чтобы не попасть в неловкую ситуацию за границей
  • 20+ хитрых упаковок, которые легко вводят покупателей в заблуждение
  • 15+ фактов о семье Ирвин, которой удалось спасти 90 000 животных
  • Советы опытной Снегурочки о том, как подарить ребенку незабываемый Новый год и не переплатить

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/kak-nepravilnyj-prikus-vliyaet-na-nashu-vneshnost-i-samochuvstvie-2143415/

Взаимосвязь позвоночника и прикуса

Мышцы позвоночника напрямую связаны с состоянием прикуса и наоборот, прикус влияет на состояние опорно-двигательной системы. Данную взаимосвязь изучает нейромышечная стоматология.

Вся зубочелюстная система состоит из трех основных звеньев: сустав, мышцы и зубы. И она не будет нормально функционировать, если с одной из них есть проблемы. Мы никогда не получим полноценного жевания, если имеет место быть патология суставов, гипертонус мышц, или отсутствие нескольких зубов.

Связь положения головы с позвоночником

В случае смещения головы на 2-5 сантиметров, нагрузка на позвоночный столб увеличивается до пяти килограмм. В результате этого происходит искривление позвоночника.

Существует много причин появлений аномалий окклюзии (неправильного прикуса)

Одна из них может стать одна неправильно поставленная пломба. Поэтому перед тем, как начать лечение, врач должен проверить положение головы пациента и его осанку. Из-за неправильно поставленной пломбы баланс работы жевательных мышц нарушается. Всего в человеческом организме их 136. Они определяют положение нижней челюсти.

 Аномалия прикуса: наследственность или приобретенная проблема? 

Аномалия прикуса только на 30% обусловлены наследственностью. Остальные 70% приобретенная. Зубочелюстные аномалии встречаются, как видите, часто. Это говорит о недостаточной системе массовой профилактики.

К чему может привести нарушение прикуса?

Сдвиг нижней челюсти по отношению к верхней на доли миллиметра может изменить позу человека. Из-за этого увеличивается нагрузка на шею, меняется положение головы, а затем в целях автоматической компенсации меняется напряжение мышц, изменяется осанка.

У людей с неправильным прикусом наблюдаются следующие проблемы со здоровьем:

  •  головные боли, боли в спине и ногах;
  •  искривление голеней и плоскостопие;
  •  сильно выпяченный живот, который сложно втягивать;
  •  выступление лопаток.

Здоровье детских зубов

Родители маленьких детей, должны понимать, что нарушение осанки и искривление позвоночника может привести к неправильному развитию челюстно-лицевой системы и нарушению прикуса. Верхние и нижние зубы должны контактировать друг с другом. Это закон.

Центральные зубы отвечают за форму и наклон сустава. Разница между ними в 10° — норма. Если же централные резцы стоят неправильны (слишком круто или слишком плоско), то автоматически компенсационно под него начинает подстраиваться и сустав.

Клыки отвечают за боковое смещение нижней челюсти. При выдвижении вправо или влево в норме контактируют только клыки. Соприкосновение других зубов означает, что растягиваются связки, суставы.

Жевательные зубы шестерки формируют форму сустава и поэтому они прорезываются у детей первыми. В зависимости от того, какой будет первый коренной постоянный зуб от него и будет зависеть какая будет форма сустава. А сустав — это нижняя треть лица.

Исправление неправильного прикуса

Для эффективного исправления прикуса важно не только вернуть зубам правильное положение, но и обеспечить правильную работу опорно-двигательного аппарата. Задачей врача является придание мышцам изначальной амплитуды. С каждым годом вернуть нормальную осанку становится все сложнее, так как опорно-двигательная система «привыкает» работать неправильно.

Источник: https://xn--d1abbgf6aiiy.xn--80asehdb/articles/2016/04/07/malocclusion/

Ссылка на основную публикацию